Почему банки стали чаще блокировать карты и онлайн-банк клиентов
Граждане России начали жаловаться на блокировку банковских карт и доступа к онлайн-банкингу. Клиенты получают уведомления от банков, где объяснением ограничения указываются новые поправки в федеральный закон о национальной платежной системе (ФЗ-161), которые вступили в силу с 25 июля 2024 года.
При этом банки поясняют, что ограничения вводят не они, это инициатива Центробанка. В списках ЦБ на блокировку появляются реквизиты карт пользователей на основании информации от МВД, которые банкам приходится автоматически блокировать. Банки и их клиенты отправляли запросы на снятие ограничений, но пока получали только отказы. Решение об исключении из списка на блокировку принимает ЦБ, на рассмотрение заявки дается 15 рабочих дней.
Почему банки блокируют доступ к онлайн-банкингу
У Банка России с 2018 года есть база данных о попытках совершить и уже осуществленных денежных переводах без согласия клиента или с согласием под влиянием мошенников. В базе содержатся данные счетов, которые считаются мошенническими, и возможность снять с них деньги должна быть заблокирована. Эти данные передаются ЦБ банками, платежными системами, электронными платформами и МВД и проходят дополнительную проверку. Туда попадает информация обо всех противоправных случаях, связанных с попытками похищения денежных средств: когда произошел случай, с каким клиентом, счетом, через какое устройство, номер карты и телефона, куда пытались перевести или перевели деньги.
Банки могли использовать эту базу и сами решать, вводить ограничения для клиентов или нет. Если банк обнаруживает данные своего клиента в этой базе, то он может приостановить использование онлайн-банкинга и карт. После принятия последних поправок банки теперь обязаны это делать, если данные поступают от МВД.
По новому закону все участники финансового рынка обязаны сверяться, куда уходят платежи, совершенные через них. Если они уходят на реквизиты, которые уже есть в этой базе, они должны их приостанавливать.
Как в базу попадают данные добропорядочных граждан
Данные уже могли находиться в этой базе. Не исключено, что ранее данные, попадающие в базу, не достаточно тщательно проверялись. Сейчас Центробанк занимается пересмотром этих данных.
Сейчас добропорядочный гражданин может попасть в эту базу, если у человека, например, украли карту или доступ к онлайн-кабинету в банке. Злоумышленники, завладевшие доступом к счетам, могут сначала вывести с них деньги, а дальше использовать как транзитные. Такой счет тоже будет считаться мошенническим.
Как теперь осуществляется блокировка
С 25 июля введены более жесткие правила контроля за переводами физлиц. Банки обязаны проверять наличие признаков перевода без добровольного согласия клиента, например, под влиянием обмана. Это сделано для защиты граждан от мошенничества.
После введения нового закона банки должны возмещать клиенту средства, которые он перевел без добровольного согласия. Поэтому кредитные организации стараются перестраховаться: лучше заблокировать лишний счет, чем потерять деньги.
Первоначальная блокировка счета осуществляется на 2 дня. Под этим подразумевается отказ в платеже, если перевод отправляется, с использованием электронных средств платежа (онлайн-банкинг, мобильное приложение).
- Банк направляет клиенту уведомление о такой операции.
- Клиент должен подтвердить добровольность осуществления перевода - подтвердить приостановленный платеж (например, с помощью одноразового кода) или совершить его заново.
- При подтверждении банк должен сразу перевести деньги.
- Если подтверждения банк не получил, он имеет право или обязан, если информации от МВД, сообщить данные операции и клиента в Банк России.
- Банк России включает данные клиента в базу данных.
- Банк блокирует счета, карты и личный кабинет клиента.
Что делать, если ваши счета и онлайн-банк заблокировали
Если вашу карту, счет или доступ к личному кабинету в онлайн-банке заблокировали, необходимо произвести следующие действия:
- Подать заявление через свой банк или через интернет-приемную Банка России. В нем нужно сообщить, что считаете блокировку неправомерной, и предоставить подтверждающие документы.
- На рассмотрение заявление Банку России дается 15 дней, после чего он обязан сообщить о своем решении заявителю.
- Если ЦБ отказал в удалении данных из базы, нужно выяснить, на основании обращения какого оператора денежных средств это произошло, и писать заявление уже туда. Можно обратиться и в суд.
Блокировка действует только на использование электронных средств платежа (ЭСП), то есть банковской карты или онлайн-банкинга. Однако воспользоваться своими деньгами и провести любые банковские операции можно, обратившись лично в отделение банка с паспортом.