Должники стали чаще жаловаться на коллекторов

По данным ФССП, в течение прошлого года ведомство получило 40200 обращений от россиян на неправомерные действия коллекторов. Это на 8% больше, чем в 2020 году. Одновременно увеличилось число обоснованных жалоб. В 2021 году их доля превысила 13%, в то время как в 2018-2020 годах едва достигала 8-9%.
В ФССП также отметили увеличение числа жалоб на компании, которые занимаются коллекторской деятельностью, но не состоят в соответствующем реестре.
Большинство нарушений взыскателей связано с неправильным толкованием норм закона, позволяющих заключать дополнительные соглашения к кредитному договору и регламентирующую более высокую частоту контактов с должником. Также немало жалоб поступало из-за не предусмотренных законом взаимодействий, в частности, контакта с близким окружением должника.
Напомним, что за нарушения законодательства предусмотрена ответственность. Коллекторское агентство могут оштрафовать на сумму 50-500 тысяч рублей, приостановить деятельность на срок до 90 дней или исключить из реестра (при неоднократном повторении нарушений). Если компания занимается коллекторской деятельностью, не будучи включенной в реестр, штрафы для нее еще выше – вплоть до 2 млн рублей.
Увеличение числа жалоб приставы объясняют ростом информированности должников об их правах и усилением контроля за коллекторской деятельностью со стороны государства. Но, эксперты отмечают, что мы все еще не видим реальную картину. Число должников, недовольных работой коллекторов, и число случаев нарушения законодательства в самом деле куда больше, чем количество жалоб в ФССП. Просто еще не все должники поняли, в каких случаях коллекторы «перегибают палку» и куда жаловаться на их действия.